
«После принятия нового уголовно-процессуального кодекса изменений в структуре прокуратуры не происходило. Фактически были созданы в аппаратах прокуратур отделы процессуального руководства досудебным расследованием органов досудебного расследования. И больше никаких структурных изменений не производилось», считает Роман Мазурик.
По мнению экс-руководителя Запорожской местной прокуратуры, изменения в структуре прокуратуры могут повлиять на изменение системы правопорядка. Прокуратура является координирующим органом этой системы, но органом чья деятельность непрозрачна.
Согласен с прокурором менеджер группы «Реформа органов правопорядка» РПР Владимир Петраковский.
Отсутствие изменений в структуре прокуратуры продиктовано, в определенной мере, государственной политикой. Эксперт отмечает, что из ведения прокуратуры убрали общий надзор, следствие. Эти функции подвергались критике. Но изменений в структуре, связанных с функцией процессуального производства, не произошло.
«Прямо в Конституции написано, что прокурор организовывает досудебное расследование, а не только им процессуально руководит. Впрочем, прокуратура никак на это не отреагировала», - считает Владимир Петраковский.
Петраковский отмечает, что невзирая на «неадекватный уровень гласности в фейсбуке», который демонстрируют Генеральный прокурор Юрий Луценко и военный прокурор Анатолий Матиос, в целом ситуация с прозрачностью улучшилась. Прокуратура отвечает на публичные запросы.
В то же время отсутствие логики в реформировании сказывается и в этой сфере. Активисты РПР послали в прокуратуру запрос о количестве женщин, работающем в этом органе, и выяснили, что прокуратура этой статистикой не владеет. Прокуратура обнародует статистику, которой неудобно понимать и пользоваться.
После внесения изменений в Конституцию и принятия нового УПК прокуратура не стала работать иначе, даже кадры не поменялись. Законы новые, а прокуратура старая, как 6 лет назад. Так считает адвокат, член Совета общественного контроля НАБУ, Злата Симоненко.
«В адвокатуре не ощущается изменений, ключевых изменений не произошло. Единственное изменение – принцип соревновательности. Несмотря на то, что он прописан в УПК, на практике он очень ограничен. Невозможно говорить, что адвокатура и прокуратура имеют равные права. Не произошло и кадровых изменений»,- считает Злата Симоненко.
Адвокат считает, что украинская прокуратура стала действовать более гласно, но не всегда активность руководства ГПУ в соцсетях способствует правосудию. Публично обнародуются личные данные подследственных или детали, по которым можно получить дополнительную информацию о следствии, что не способствует результативности следствия. «Не успели следователи доехать до нового места обыска, а информация по делу уже опубликована». Злата Симоненко отмечает, что такая форма открытости мешает найти нужную информацию.
Владимир Задирака